Персональный сайт - Я-концепция


Умножать, а не только уважать человека в человеке. (Е.Н. Ильин)

                                                                              

Форма входа
Поиск

Я-концепция

Я-концепция

учителя русского языка и литературы

Слюдеевой Елены Викторовны.

 

1. Общий взгляд на человека.               

Человек не средство, а цель. Человек - мера всех вещей. Человека надо уважать, ему необходимо доверять.

2. Взгляд на ребенка.

Ребенок не только ученик, но, прежде всего личность во всем много­цветии ее качеств, черт и проявлений. Нельзя ограничивать отношения с ребенком только сферой научения, необходимо вникать в его духовный мир, в его жизнь, памятуя, что она не ограничивается только часами, проведенными в школе, она гораздо шире и богаче.

3. Моя миссия как учителя русского языка и литературы.

Пробудить, обеспечить совместный рост всех главных сил человека - физических, эмоциональных, нравственных, умственных, эстетических. Сформировать все УСТОИ человека.                   

4. Цели деятельности.

4.1. Обеспечить физическое развитие ребенка, постоянно укрепляя его здоровье.

4.2. Развивать емкую память, повышенную смекалку, сильную способ­ность к сосредоточению, формировать воображение и фантазию, ум творческий, отвергающий шаблоны и тяготеющий к творчеству.

4.3. Обеспечить нравственное развитие ребенка: стремление к мило­сердию, к самостоятельности, к заботе о ближнем, чувство радости от помощи ближнему. Развить и, в основном, сформировать основы обще­ния, сопереживания.

4.4. Подготовить ребенка к систематическому изучению основ наук, сформировать общеучебные, гуманитарные, эстети­ческие навыки и умения, развить общие способности, желание и умение учиться. Заложить основы мотивов учебной деятельности. Добиться ов­ладения ребенком способами деятельности, чтобы ему можно было пре­доставить выбор учебных предметов и других способов самореализации.

4.5. Дать гуманитарное образование.

4.6. Сформировать первичный контур общечеловеческих качеств граж­данина: честности, совести, духовности, чувства собственного достоин­ства, воли, характера, нравственности и т.д.

5. Принципы (основные руководящие положения) работы.

5.1. Сотрудничество с детьми. Формула такого сотрудничества опреде­ляется Ш.А. Амонашвили следующим образом: «...Сделать ребенка добровольным и заинтересованным соратником и единомышленником учителей, воспитателей, родителей в своем же воспитании, обучении, равноправным учеником педагогического процесса... Ребенок - помощ­ник воспитателя в своем же воспитании». Для этого необходимо любить ребенка, верить в ребенка, уважать ре­бенка, доверять ребенку, чутко относиться к нему, быть ему другом, беречь и развивать его чувство собственного достоинства.

5.2. Индивидуализация обучения, учет личностной специфики ученика, его психофизиологических особенностей, специфик социального и культурного контекста жизни ребенка.

5.3. Дифференцированных подход к обучению.          

6. Роль учителя в процессе обучения.

Учитель не передатчик знаний, информации, а организатор процесса учения, сотрудничающий с ребенком. Он идет к детям не со своим предметом, он вместе с детьми идет к предмету. Учитель - это человек, дающий ребенку способы понимания целостной картины мира.

7. Роль ученика в процессе учения.

Он не объект, на который воздействуют, а активно действующий, дея­тельный участник процесса обучения. Он действует не по принуж­дению, а в результате условий, создаваемых учителем, сам включается в процесс познания.

8. Взгляд на урок.

Урок - это не только и не столько средство передачи знаний, сколько средст­во формирования и развития личности ребенка. Урок не должен быть только основной формой обучения, он должен быть основной формой жизни детей в школе. А для этого надо, чтобы они – дети  и урок – любили  друг друга. Отсю­да, урок не должен быть связан с принуждением ребенка, со страхом, с пре­валированием негативных переживаний, с эмоциональными стрессами. Урок должен быть предан, прежде всего, не законам формальной дидактики, а ДЕ­ТЯМ. В центр его должен быть поставлен маленький человек, ибо и урок-то проводится ради него, существует для него.

9. Методы обучения.

Поскольку школа сегодня должна быть развивающей и развивающейся, постольку и методы обучения должны быть направлены не только на усвое­ние знаний, но и на развитие личности в целом.

Наряду с традиционными методами считаю необходимым использо­вание и таких не стандартных методов обучения, как:

  • «метод трудной цели», обеспечивающий формирование личной ответ­ственности, веру в возможность преодоления трудностей;

  • «метод выбора», создаст условия для принятия детьми учебной задачи, увлечения познавательной деятельностью, создание такой воспитатель­ной среды, в которой школьник осознает себя как личность;

  • «метод опережения», особенно ускоряющий развитие сильных учени­ков и дающий возможность слабым освоить наиболее трудные места программы;

  • «метод крупных блоков», помогает усваивать главные, сущностные понятия, связи, значительно увеличить объем осваиваемого материала при резком снижении нагрузки на ученика;

  • метод самоанализа и коллективного творчества;

  • метод индивидуализированного применения программы в зависимости от особенностей ученика.

Развивающее обучение требует обогащение окружающей среды самыми разнообразными способами, стимулами, поощрения самостоятельности, ори­гинальности суждений. Дидактическим стержнем урока должна являться деятельность учащихся по наблюдению, сравнению, классификации, выявле­нию закономерностей. Иными словами, действия с учебным материалом должны носить преобразующий характер, захватывающий личность. Ход по­знания зачастую должен организовываться «не от учителя», а «от учеников».

10. Идеология воспитания.

Процесс воспитания должен строиться на основе четырех подходов к его ор­ганизации: отношенческого, деятельностного, личностного, комплексного.

10.1. Отношенческий подход. Человек как личность выражает себя че­рез проявление определенных отношений к тем или иным сторонам об­щественной жизни. Школьник становится личностью по мере формиро­вания его социальных отношений к людям, государству, родине, труду, прекрасному, природе, науке и т.д. Как личности люди отличаются друг от друга отношениями (одни, например, на первое место в жизни ставят деньги, а другие - любовь). Воспитание есть процесс формирования от­ношений, среди которых отношение к человеку (нравственное) является стержневым, ибо сам человек - наивысшая ценность.

10.2. Деятельностный подход. Отношения (нравственные, трудовые, эстетические, познавательные и т.д.) формируются в процессе дея­тельности. Встав на позицию деятельностного подхода, мы должны со­средоточить свое внимание на организации жизни детей, корректируя у них отношения к миру. Содержанием деятельности должны стать самые разнообразные конкретные дела: трудовые, общественные, художест­венно-творческие,    спортивные,    познавательные,    ценностно-ориентировочные, просто свободное общение человека с человеком. Деятельность детей разворачивается в определенной среде, которую они сами создают и улучшают. Деятельность, таким образом, должна раз­вертываться на основе самостроительства.

10.3. Личностный подход. Суть: ребенок в организации своей жизне­деятельности должен выступать как лицо активное и инициативное, и все конкретные дела должны быть замыслом детей, их волей; смотреть на школьника необходимо через призму его своеобразия, уважая его непохо­жесть, а не стремиться ее ликвидировать; личностный подход не допускает усредненности, но допускает неодинаковость взглядов, суждений, поступ­ков внешнего облика; постоянное изучение личности и т.д.

10.4. Комплексный подход в организации воспитания. Он означает следующее: организуя воспитательные мероприятия, надо направлять их не на отдельное качество личности, а на всю систему личностных отноше­ний школьника.


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz