Персональный сайт - Педагогическое эссе


Умножать, а не только уважать человека в человеке. (Е.Н. Ильин)

                                                                              

Форма входа
Поиск

Педагогическое эссе


Сочинение-эссе. 

                                                                    «Все во мне, и я во всем».                                                                        

                                                                                                              О вещая душа моя!

                                                                                                              О сердце, полное тревоги!

                                                                                                              О как ты бьешься на пороге

                                                                                                              Как бы двойного бытия…

                                                                                                                                 Ф. И. Тютчев.                                                                               

«Большое в малом».

    Осень щедра. Многоцветьем листвы, дарами садов, прелестью легкой прохлады. Осень умна, она – вечный символ знаний, начало начал школьной поры.

    Радоваться самому существованию другого человека – вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде. Земля! Сотни миллионов лет проносилась она в пространстве, совершая бег вокруг Солнца. Но ее ждала необычная судьба – стать  островом жизни для человечества и ее очагом разума. Неописуемую красоту Земли должен был довершить человек, его живая душа. И имя ему -  Учитель.

                                                   Вы знаете, мне по-прежнему верится,

                                                  Что если останется жить Земля, -

                                                  Высшим достоинством человечества

                                                  Станут когда-нибудь учителя.

     Труд учителя неимоверно сложен. Но, если у человека есть призвание, оно не меркнет с годами, так как не может исчезнуть любовь к детям. До седин людям свойственно стремиться к самопознанию и к самосовершенствованию. Чем больше человек об этом задумывается и работает над собой, тем богаче становится его духовный мир, тем добрее и красивее его поступки.

                                                  Во всем мне хочется дойти

                                                  до самой сути.

                                                  В работе, в поисках пути,

                                                  В сердечной смуте.

                                                  До сущности протекших дней,

                                                  до их причины,

                                                  До оснований, до корней.

                                                  до сердцевины.

     «Буквы разные писать тонким перышком в тетрадь учат в школе…» Чему только не учат в школе: и буквы писать, и задачи решать, и синус от косинуса отличать… И выходят ученики в самостоятельную жизнь, узнав таблицу умножения, правописание орфографии, формулы, факты. Но жизнь вскоре потребует от них много такого, чего в школе «не проходили». И, возможно, они вправе высказать упрек, который сформулировала героиня повести Тендрякова «Ночь после выпуска» Юлечка Студенцева, сказавшая на выпускном вечере: «Школа не научила нас любить». Как сделать так, чтобы этого не произошло?

      А в чем самая большая цель в жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас мире. Добро – это прежде всего счастье всех людей. Как часто на уроках мы размышляем с учениками о счастье и никогда не приходим к одному мнению. У всех оно разное это счастье. А однажды Точилина Г., моя сегодняшняя выпускница, призналась, что для нее счастье «сделать счастье другим». Разве может быть еще счастливее учитель, чем я в тот момент, при таком ответе. Можно и в мелочи сделать добро человеку, можно и о крупном думать, но и мелочь и крупное нельзя разделять. Большая цель добра начинается с малого – с  желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.

      Я люблю свою работу, я люблю своих учеников… Но любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками. Она должна быть соединена с мудростью, с умением отделять необходимое от пустого и сложного. Она не должна быть слепой. Слепой восторг может привести к ужасным последствиям.

 

«Человечность и профессионализм»

     Существующие сегодня образовательные технологии в основном направлены на совершенствование знаний, умений и навыков. Но среди них по-прежнему мало таких, которые помогают не просто как можно лучше узнать тот или иной школьный предмет, а действительно становиться «целостным» человеком, способным в полной мере развивать свой творческий потенциал  и совершенствоваться как личность. Большая роль в этом, мне думается, должна отводиться предмету «человековедения» - литературе.

      На первое место в методике преподавания литературы я ставлю мир человеческих отношений, оценок, ценностей, чувств, восприятий, ощущений… Он реален, как существование закона притяжения и романа Л.Н.Толстого «Война и мир». Задаю себе вопрос и пытаюсь найти ответ в своей педагогической практике. «Готова ли я учить «конкретного» ребенка,  бережно и мудро взаимодействуя с его субъективностью?» Готова ли моя школа и я «жить бытийно» - пребывать в бытии, а не существовать в придуманном ею мире схем, условностей, норм?» Сложно ответить на эти вопросы.

      Многие из нас любят детей (как все человечество), но не умеют любить конкретного «неудобного» ученика. Нужна смелость учителя, способного увидеть за хулиганской выходкой ребенка, за его реакцией неприятие чего-либо, за молчанием  или демонстрацией негативного отношения глубокий страх перед жизнью, непонимание себя.

     Учитель и сам является во многом примером для детей. Его образ жизни, его стиль работы, его жизненные принципы – все это есть пример для подражания. Получает награду ученик – получает награду и учитель. 

                                  Совесть, благородство

                                  И достоинство –

                                 Вот оно, святое наше воинство,

                                 Протяни ему свою ладонь,

                                 За него не страшно и в огонь.

                                                               (Б. Окуджава.)

     Совесть, благородство и достоинство… Такие привычные и знакомые слова… Употребляя их в разговоре, мы едва ли задумываемся о том, что эти слова – основа человеческого бытия. Они являются формулой моей жизни и … многих моих выпускников тоже. Без них человеческий род давно бы угас. Гавриил Романович Державин утверждал:

                                    Что слава? Счастье нам прямое

                                    Жить с нашей совестью в покое.

      «Вдох выдох, вдох!» Я слышу голос инструктора гимнастики: «Чтобы вдохнуть полной грудью, надо хорошенько выдохнуть. Учитесь прежде всего выдыхать, избавляться от «отработанного воздуха». Жизнь - это прежде всего дыхание. «Душно» бывает в доме, «душно» и в нравственной жизни. Хорошенько выдохнуть все мелочные заботы, всю суету будничной жизни, избавиться, стряхнуть все, что стесняет движение мысли, что давит душу. Человек всегда, а учитель в первую очередь, должен думать о самом главном для себя и для других, сбрасывая с себя пустые заботы. Надо быть открытым к людям, терпимым, искать в них прежде всего лучшее. Умение искать и находить лучшее, просто «хорошее», « заслоненную красоту»,  обогащает человека. Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении - и в прошлом, и в настоящем, и в будущем… А жизнь бесконечно глубока. Мы всегда встречаемся с чем-то, чего не замечали раньше, что поражает нас своей мудростью, неповторимостью.

       Книги – это частичка моей жизни. Я их слишком живо воспринимаю Читающим мое сочинение, может быть, покажется немножко странным, что эпиграфом я взяла к нему строки из стихотворения Ф. М. Тютчева. Я люблю творения Тютчева за то, что мысль его произведения не является просто мыслью, а всегда навеяна образами, взятыми из мира души.  Для меня он отличается от всех единением души и таланта. Тютчев научил меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза.

      Хочется процитировать строки из знакомого нам «Маленького принца» Сент-Экзюпери: «Так я сделал еще одно важное открытие: его родная планета вся-то величиной с дом! Впрочем, это меня не слишком удивило. Я знал, что, кроме больших планет, как Земля, Юпитер, Марс, Венера, существуют еще сотни других, которым даже имени не дали, и  среди них такие маленькие, что их и в телескоп трудно разглядеть».

      Почему я вспомнила эту сказку Экзюпери? Потому что школа мне представляется некой Вселенной, где встречаются самые разные «планеты», и у этих планет должна быть одна траектория движения.

       «Если, бы с ним поговорить…» - рассуждает Иешуа о Марке Крысобое, веря, что он перестал бы быть злым, если бы ему показать истинную ценность добра.  Если бы мы, педагоги, научились говорить с детьми, а не вдалбливать, приструнивать, указывать, отчитывать. Надо ведь расспросить, выслушать, понять, разобраться, объяснить. Человек не хочет быть воспитываемым без собственного на то разрешения. Учить быть человеком? – этот вопрос относится к области профессионально-личностного самоопределения человека.

        Учитель современной школы должен знать произведения М.А.Булгакова и Пелевина, Акунина и В.Маканина, должен владеть русским литературным языком и знать молодежный сленг. Оказывается, что наши дети знают больше. В школе они читают Куприна, Бунина, дома Л.Петрушевскую, С.Довлатова и др. 

      Академик Владимир Михайлович Бехтерев утверждал, что «если образование дает нам человека с эрудицией, то воспитание создает интеллигентную и деятельную личность».

 

«Самое большое».

       Моя задача - учить ребенка быть потенциальным членом общества, активно, грамотно  и творчески участвовать в социальной деятельности, готовить подрастающее поколение к реальной жизни и реальной деятельности.

        Развивая личность  в процессе образования, мы закладываем предпосылки и общественного развития. Большую роль  в воспитании нравственности отвожу литературе. Совокупность негативных факторов приводит к настораживающему социальному явлению – общему снижению культуры. Академик Д.С.Лихачев с тревогой говорил об этом, подчеркивая, что  «…- без культуры нет и  нравственности. Без элементарной нравственности не действуют социальные законы… Низкая культура отрицательно сказывается на нашей  общественной жизни, государственной работе, на наших межнациональных отношениях».

        Мне кажется, нельзя создать раз и навсегда  застывшую схему обучения. Ведь каждый ученик, каждый день, каждый урок несут в себе неопознанное, новое.

                             Думала: главное – формировать,

                            Делать, ваять, летать.

                            Думала: верный маршрут показать,

                            Править, лечить, учить.

                            Думала: рваться, бороться, рубить,

                            Мчаться, коль сила несет.

                            А оказалось – всего лишь любить.

                            Только любить. Вот и все.

      Как выразить то общее, что есть между моими положениями: «Большое в малом», «Человечность и профессионализм - всегда» и «Самое большое»? Его можно выразить одним словом, которое может стать девизом: «Верность». Верность тем большим принципам, которыми должен руководствоваться человек в большом и малом, верность своему делу, своей родине в широком и в узком смысле этого понятия, верность семье, друзьям, стране, народу. В конечном счете, верность правде – правде-истине и правде-справедливости.


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2014
Бесплатный хостинг uCoz