Персональный сайт - Система работы


Умножать, а не только уважать человека в человеке. (Е.Н. Ильин)

                                                                              

Форма входа
Поиск

Система работы

Система работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В. по теме

 

  «Литература  как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности».

 

 

В статье  «Литература  как средство развития творческих способностей учащихся через чувственное постижение литературных произведений и воспитания высоконравственной личности» попыталась обобщить опыт работы по нравственному воспитанию учащихся на уроках литературы с использованием творческих заданий. Стаж моей педагогической деятельности  25 лет. Я не знаю, много это или мало. Так сложилась моя учительская судьба, что много лет работала с учениками на 3 ступени обучения. Видела, что ребята всегда от меня ждали ответа не только на поставленные вопросы в книге, но и на те вопросы, что задает им жизнь. Порой стеснялись что-то сказать на уроке, а вот в письменных заданиях раскрывали душу, ждали совета. Никогда не оставалась безучастной к судьбе своих воспитанников. Всегда верила и верю им. Сейчас у меня новый набор, они уже взрослые, учатся в 7 классе. Но как же мне было с ними тяжело начинать. Казалось, что никогда не смогу к ним привыкнуть, они меня не «услышат». Но вечный и бесценный мой помощник – книга и здесь не оставил меня наедине с трудностями.

  Как сделать так, чтобы личность другого человека, его внутренний мир стали для наших учеников величайшими ценностями, к которым нужно бережно и любовно относиться, как научить их понимать себя, другого человека, что поможет нам, педагогам, понять своих воспитанников. Особая роль здесь, по моему убеждению, отводится личностно-ориентированным урокам литературы и системе творческих работ, специально направленных на раскрытие личности ребенка, развитии его духовно-нравственного потенциала.    Классическая литература помогает учащимся расти, обогащаться духовно, нравственно, постепенно поднимает на тот уровень, когда человек способен понимать. Этому способствуют, по моему глубокому убеждению, и различные творческие работы. Это решает несколько педагогических задач:

- дети раскрывают особенности своего характера, личностные пристрастия, интересы, иногда пишут о возникающих в их жизни психологических проблемах;

- юные авторы пытаются выразить себя в слове, чтобы таким образом еще раз осмыслить свои внутренние проблемы, взгляды, устремления;

- знакомясь с работами товарищей, начинают лучше понимать друг друга, ценить личность другого человека.

    Развитие духовно-нравственного начала ученика  через систему знакомства с произведениями классической литературы  с применением творческих заданий – такой мне видится цель уроков литературы. Растить человека  кредо моей педагогической деятельности. Радоваться самому существованию другого человека – вот выражение любви в ее исходном и самом чистом виде.

В своей работе  рассказываю о том, что при изучении литературного произведения учитель должен использовать любую возможность обратиться к личностному опыту ребенка, вовлечь его в размышление над общечеловеческими проблемами. Привожу конкретные примеры с уроков, когда ученики при совместном поиске переносили поступки литературных героев на свои жизненные. Урок и жизнь соприкасаются с юной душой. Урок не должен идти вразрез с жизнью человека.  Стараюсь никогда не давать готовых ответов для детей. Только высказываю свою точку зрения, пытаюсь вместе с детьми глубже вникать в текст и там искать ответы на вопросы. Если то, что мы делаем с детьми на уроке, никак не связано с тем, что происходит в их внутренней жизни, наша работа бессмысленна. И наоборот, если мы поможем воспитаннику разобраться в себе, понять другого, если уроки литературы дадут ему точку опоры в жизни, значит, мы работаем не зря.

Задача  уроков литературы: помочь учащимся сориентироваться в современном мире,  научить учеников  отличать доброе от злого. Вера в добро, потребность делать хотя бы небольшое доброе дело – все это необходимо для становления нравственного человека. Литература всегда помогала воспитывать такого человека. Важно, чтобы урок литературы не был оторван от насущных проблем современности, от личностных проблем ученика.

        Лучшим инструментом воспитания высоких чувств и мыслей всегда считалось вдумчивое, медленное чтение хорошей литературы, когда ребенок сам становился участником творческого процесса: включается его  воображение, фантазия.  Прежде всего это литература классическая, воспитывающая приверженность к вечным ценностям – истине, добре, красоте.

         С чего сегодня начать? Я думаю, что начать нужно с того, что читать на уроках любимые страницы изучаемых произведений, читать так, чтобы слова шли от души. Этот прием я для себя давно определила. Отныне я читаю вслух сама наиболее  эмоционально сильные эпизоды, чтобы самые равнодушные зажглись интересом: «А что дальше?» - и прочли сами. И я почувствовала, что у моих сегодняшних семиклассников стал проявляться интерес к книге, чтению. Появляются первые переживания: сочувствие, симпатии, любовь… Об этом писала и моя ученица Вавилова Д., победительница областного конкурса «Книга в моей семье».

        Путь, по которому я пошла, можно представить так: чтение вслух - знание – понимание – сопереживание- творчество.

       Учащиеся всегда с трудом выполняют различные творческие задания. Как сделать так, чтобы радость озарила лицо ребенка? Как создать ситуацию успеха и помочь ребенку реализовать свой творческий потенциал? Ведь все это ведет в самовыражению личности, в конце концов, к вере в свои силы, способности, самоутверждению. И я решила  для себя посмотреть на проблему творчества глазами того, ради кого я  работаю.

  Для того чтобы воспитать творческую личность, нужно творить самому.     В.А.Караковский однажды сказал: «Развивайте в себе незаурядность: дети не любят пирожков  ни с чем» Творчество – это возможность выразить своё особое, неповторимое отношение к миру, воплощение индивидуальности. Психологи утверждают, что потребность в творчестве и самовыражении заложена в самой природе человека. По словам Н.А.Бердяева, творчество – это цель жизни человека на земле, то, для чего Бог создал его.  В своих работах дети раскрываются, порой они пишут в них о том, чего бы не произнесли вслух. Таким открытием явилась работа Ерохиной М., ученицы седьмого класса.  

 Доброжелательность можно охарактеризовать как фактор, без которого невозможны хорошие отношения между учителем и учеником. Подход к ребенку с оптимистической позиции, создание ситуации успешности – это культура общения учителя и ученика, где присутствуют  открытость, понимание. Способность радоваться успехам, благоприятный морально-психологический климат в микросреде, доверительные отношения между учителем и учеником -  все это присутствует в практике моей работ, и об этом я рассказываю в своей работе.

 Часто вспоминаю слова великого классика русской литературы Л. Н. Толстого: «Я думаю, что не только трудно, но невозможно воспитать хорошо детей, если сам дурен. И что воспитание детей есть только самоусовершенствование, которому никто не помогает столько, как дети».

Читать.

 

 



Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz