Персональный сайт - Внеклассная работа


Умножать, а не только уважать человека в человеке. (Е.Н. Ильин)

                                                                              

Форма входа
Поиск

Внеклассная работа

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

Внеклассная работа по литературе, впрочем, наверное, как и по любому другому предмету, играет важную роль  в привитии интереса учащихся к предмету. Формы ее организации могут быть самые разнообразные: занятия на факультативах и элективных курсах, проведение викторин и олимпиад, различных конкурсов и интеллектуальных марафонов. Однако мне по душе больше проведение литературных вечеров. Полюбили их и мои ученики.

   Многие годы проведение и организация литературных вечеров прино­сят мне как учителю настоящее большое удовлетворение. Свой опыт, на­блюдения за работой коллег и чтение методической литературы привели меня к убеждению, что эта форма — одна из наиболее действенных форм закрепления знаний учащихся по теме, введения в более обширный мир литературных героев и писателей, развития самостоятельности и творчес­ких способностей.При проведении  литературных вечеров ребята раскрепощаются, хорошо развивают устную речь.

   Я убеждена, что устроителями должны быть практически все ребята, тогда они будут волноваться, переживать, радоваться, а не просто созер­цать и развлекаться.

   Значение литературных вечеров может быть правильно определено лишь при учете тех требований, которые мы предъявляем к занятиям по литературе вообще. На уроках литературы мы говорим о людях, их каче­ствах, отношении к обществу, о дружбе и любви, о различных чертах чело­веческого поведения. Тем самым словесник учит ребят разбираться в лю­дях, учит жить, вырабатывает у них моральные принципы.

   Перегруженность школьной программы и недостаток времени не по-зволяют в учебные часы уделять должное внимание многочисленным эти­ческим проблемам, которые возникают перед учениками в процессе изу­чения литературы. Эта работа становится наиболее органической частью педагогической деятельности за пределами урока, в обстановке, когда ученик не связан соображениями об оценке, когда он занят неучебным де­лом, вступая в контакт с окружающими. Значительную роль в расширении

   познавательной активности школьников, их гражданском, нравственном и личностном становлении могут играть литературные вечера.

   Трудно переоценить важность планирования и информационной рабо­ты учителя, организующего такие вечера. У меня о них знают все: школьни­ки, родители, учителя.                Участвовать в подготовке к вечеру — престижно и почетно. Массовости участия можно добиться только при условии, что все участники заинтересованы в его проведении. Нередко мы увлекаемся внеш­ней, показной стороной вечера — насколько он ярок, красочен, блестящ.

    Привлекая испытанных, «верных», мы часто лишаем других умения высту­пать публично. Литературный вечер может стать поприщем избранных. А как быть с теми, кто не радует нас своей дикцией, умением смело держаться на сцене, выступать перед публикой? Задумываемся ли мы, что происходит в их душах, когда они сидят в зрительских рядах? Многие из них произносят внут­ренние монологи, молча критически оценивают качество декораций, фантази­руют по поводу костюмов. Но они вслед за нами, учителями, привыкли считать себя «серой массой».

   Ведь именно этим детям нужна поддержка, поощрение, похвала. Ма­ленький успех станет для такого ребенка значительным шагом вперед. Имен­но им вечер принесет настоящее удовлетворение, радость и чувство, уверен­ность в себе. Это будет радость участников, видящих плоды своего труда, а не чувство пассивных свидетелей чужого успеха, отравленное некоторым нале­том зависти к тем, кому «много дано». После проведения вечера я часто слышала от своих «скромных и незаметных»: «Как это я могла считать, что мы ни на что не способны!»

   «Когда мы стали готовить наши вечера, я узнала, что и я что-то умею делать, а если и не умею, то ведь можно и научиться...»

   Чрезвычайно ответственное дело — выбор темы. От правильно­го выбора  во многом зависит, сумеем ли мы с помощью литературных вечеров органически связать классные и внеклассные занятия. Обязательно надо учитывать, чем до этого занимается класс, какие нравственные про­блемы целесообразно поднять перед ними, какой литературный материал более способен захватить ребят, какие навыки у учеников развиты, а какие надлежит еще развить. Работая в старших классах, я обнаружила, что у боль­шинства моих учеников, изучающих «серьезную» литературу, не было ин­тереса, «вкуса» к литературе современного периода, не было ощущения связи нашей действительности с прошлым, с классической литературой.

   И тогда я запланировала вечера, которые готовились и проводились после изучения определенной темы: «Интеллигенция и революция», «Рас­стрелянная литература», «Звезды Есенина».

   Эти мероприятия помогли ребятам глубже понять то, что изучалось в классе, больше провести исследовательской работы. Далеко от учебной програм­мы мы не отошли. Использовали то, что  говорят о «белых пятнах» в нашей истории, что многие поэты и писатели уничтоже­ны если не физически, то морально. Удачно пошла тема репрессий литературе, к концу первого полугодия многие ребята смогли самостоятельно разобраться в творчестве Булгакова и Платонова, затем по-иному оценивали  творчество Шолохова, а Солженицына «перевернули» всего.

   После вечера «Расстрелянная литература» легче пошли «Котлован» и «Поднятая целина», творчество Твардовского. Вечера помогли нащупать верную дорогу к сердцам ребят.

   Ребята изменили свое отношение к литературе, а это было моей основной педагогической целью. А, может быть, я ошибаюсь, когда считаю, что это было моей основной целью? Вместе с ребятами мы продвинулись гораздо дальше: мы стали сотрудниками, единомышленниками. Нам хочется быть вместе, наша деятельность  одухотворена великим русским Словом, мы стремимся к общению, мы несем  друг другу радость. И самое главное — у нас нет скромных незаметных. Мы все важны в общем деле.

Из опыта работы учителя русского языка и литературы Слюдеевой Е. В.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА  К ФАКУЛЬТАТИВНОМУ КУРСУ «ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»,

 

Цель  занятий русским языком в старших классах на факультативах — совер­шенствование практических умений и навыков учащихся: рече­вых, орфографических, пунктуационных, умений и навыков учебного труда (выделять главное, планировать свою деятель­ность, контролировать свою деятельность, например, с помо­щью словарей, справочников, конспектировать и т.д.).

Особое внимание уделяется углубленному повторению, си­стематизации и обобщению изученного в 5—9 классах, форми­рованию особого взгляда на родной язык как на национальное достояние, осуществлению функционального подхода при изу­чении языковых явлений всех уровней, развитию творческих, исследовательских способностей учащихся.

Одним из путей повышения эффективности обучения рус­скому языку в 10—11 классах и подготовки к ЕГЭ  может быть использование на занятиях дидактических материалов, которые позволят реали­зовать взаимосвязь в преподавании русского языка и литерату­ры, применять задания «межпредметного характера», в том числе языковой разбор текста, комплексную (многоаспектную) работу с текстом.

Языковой разбор (лингвистический, лингвостилистический, речеведческий, филологический) текста является не только важ­ным средством обобщения и систематизации знаний по лекси­ке, фонетике, грамматике, стилистике, но и содействует речево­му развитию учащихся, воспитывает, совершенствует чувство языка, языковую интуицию, без чего невозможно как восприя­тие текста (особенно художественного), так и его создание (в устной и письменной форме). Анализ художественного тек­ста на уроках русского языка в старших классах предполагает проведение наблюдений над особенностями употребления язы­ковых средств в тех «безукоризненных образцах», какими яв­ляются произведения русском классики, выявления эстетиче­ской функции слона, своеобразия языка писателя.

Рассмотрение текста как опорного, ключевого понятия курса русского языка в старших классах создает условия для система­тизации изученного на основе выявления внутренних связей между языковыми единицами разных уровней, для последова­тельного осуществления как внутрипредметных, так и межпредметных связей.

Вопрос о соотношении теории и практики — один из основных в школьном курсе русского языка. Минимум теоретических све­дений, который обычно включается в программы и учебники, должен стать основой для формирования речевых умений и навыков. Цель курса родного языка в школе формулируется как «свободное владение языком, речью во всех сферах ее про­явления». Развитая речь, как известно, не знает ограничений с точки зрения использования богатых возможностей родного языка. Нетрудно заметить явное противоречие, можно сказать, некоторый дидактический конфликт: с одной стороны, мини­мум теории, с другой — развитая речь (разные жанры, стили, типы речи; свобода в выборе языковых средств; речь - в уст­ной и письменной форме — не только правильная, точная, но и богатая, выразительная).

Как преодолеть это противоречие? Использование текста в качестве опорной, ключевой единицы курса родного языка создает условия для такой практической деятельности учащих­ся, в ходе которой углубляются, расширяются знания о системе языка. Целенаправленный отбор текстов для организации такой работы создает для учащихся речевую среду, способствующую совершенствованию чувства языка, языкового чутья, что лежит в основе развития речи. Работа по анализу текста может быть организована как исследовательская деятельность, когда в про­цессе выполнения заданий учащиеся «открывают для себя» закономерности употребления языковых единиц разных уровней в речи, проводят наблюдения над тем, какова их роль в тексте, получают знания о текстообразующей функции языковых единиц не из параграфа учебника, а в результате практической деятельности, которая носит творческий, исследовательский характер.

Осуществлению взаимосвязи в изучении русского языка и литературы, слова и текста способствует использование на за­нятиях (в классе и дома) такого вида упражнений, как комп­лексная работа с текстом. В процессе комплексной работы с текстом решаются задачи, связанные с основными видами речевой деятельности, совершенствуются орфографические, пунктуационные навыки учащихся. Одним словом, решается комплекс задач, что позволит старшеклассникам подготовиться к экзаменам (как устным, так и письменным, независимо от фор­мы их проведения).

Читать далее.


 

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2016
Бесплатный хостинг uCoz